Немного о цыганских хорах

Когда цыгане появились на территории Российской империи, можно сказать только приблизительно. Предположительно это было в шестнадцатом веке. А вот к восемнадцатому веку на территории империи началось повальное увлечение цыганскими плясками, музыкой и песнями. Поскольку в то время в Российской империи еще было крепостное право, то многие помещики имели свои хоры, оркестры и даже театры, артисты которых были крепостными. Первым, кто собрал цыганский хор, по утверждениям историков, был известный граф Орлов. Цыганские хоры стали приобретать популярность. Свидетельства этому можно найти даже в литературных произведениях таких классиков как Толстой, Лесков, Фета и других.

Что же собой являл цыганский хор? Он отличается от академического хора. Исполнение песен основывалось на русском многоголосье, которое разбавлялось цыганской импровизацией. Участники хора не всегда пели в хоре. Они могли иметь и свои вокальные сольные номера, танцевать и играть (чаще всего) на семиструнных гитарах. В то время в репертуар цыганских хоров входили чаще всего русские народные песни. Но они имели уже некоторую обработку, которая добавляла в их звучание цыганские переливы. Текст песен также претерпевал некоторые изменения: запевы могли сокращаться, часть припевов заменялась на «та-ра» или «ай нэ-нэ».

Уже в девятнадцатом веке многие дворяне могли оставить большую сумму денег в ресторанах, где выступали цыганские хоры. Одним из самых известных коллективов того времени был цыганский хор под управлением Ивана Соколова.

Еще в начале девятнадцатого века цыганские хоры исполняли в основном русские народные или цыганские народные песни, то уже через какие-то сорок лет эти коллективы стали исполнять русские романсы, привнося в них свой цыганский колорит. Со временем эти романсы стали считать цыганскими и даже возникло такое понятие как «цыганский романс».

В начале двадцатого века и еще больше после революции семнадцатого года, когда в стране произошло изменение всего уклада жизни, количество ресторанов стало резко уменьшаться, как и платежеспособность граждан. Многим артистам цыганской национальности пришлось очень несладко. Перед многими из них встал вопрос о прекращении концертной деятельности. Но и вернуться к ремеслам, которыми занимались их предки, возможности не было. Но со временем о цыганских артистах вспомнило уже новое государство и дало возможность организоваться им сначала в концертные бригады, затем ансамбли. А уже в 1931 году был организован первый цыганский ансамбль.

С того времени прошло уже много лет. За это время появились новый цыганские ансамбли, коллективы, театры, многие из которых существуют не один десяток лет, принимая в свои ряды все новых и новых членов цыганских артистических династий.